Мобильные краны

Никакое строительство невозможно без применения грузоподъемных механизмов. И уже на протяжении многих веков технический прогресс неустанно трудится над их совершенствованием. Первые цельнометаллические подъемные краны появились в 20-х гг. 19-го столетия. В 1830 г. в Великобритании был создан паровой подъемный кран, в 1847 г. - гидравлический. В 1880-х гг., почти одновременно в США и Германии для подъема грузов стали использовать электрические двигатели. В 1895 г. для этих же целей впервые был применен привод от двигателя внутреннего сгорания, который и сегодня остается основным для самоходных кранов - главного средства механизации при производстве погрузочно-разгрузочных, строительно-монтажных и ремонтных работ.

Длина стрел современных самоходных кранов при больших высотах подъёма груза может достигать 100 и более метров. Скорости движений в зависимости от грузоподъёмности кранов и вылета стрелы обычно составляют: 5-25 м/мин для подъёма груза и 1-4 об/мин для вращения. Подъём стрелы из низшего положения в высшее занимает 1-3 мин.

Эксплутационная надежность самоходных кранов, ввиду специфики их работы несколько ниже, чем у других грузоподъемных механизмов. Поэтому столь важно оснащать современные конструкции следящими за соблюдением безопасного режима приборами, в т.ч. и блоком памяти, т.н. «черным ящиком», фиксирующим параметры работы оборудования на протяжении всего срока службы.

Смонтированные на шасси стандартных автомобилей автомобильные краны имеют высокие скорости передвижения, что делает целесообразным их применение на удаленных друг от друга участках с относительно небольшими объемами работ. Привод кранового оборудования - электрический, гидравлический или механический с отбором мощности от двигателя автомобиля. Благодаря компактным размерам автокраны удобны в стесненных условиях современных городов.

Самоходные краны на шасси автомобильного типа имеют специальное ходовое устройство автомобиля повышенной проходимости. Для этих целей используются, например, шасси, применяющиеся для транспортировки ракетных комплексов средней дальности, которые легко преодолевая бездорожье, способны быстро (60 и более км/ч) передвигаться по шоссе. В отличие от автокранов на шасси стандартных автомобилей у машин этого типа отсутствует промежуточная несущая рама.

Пневмоколесные краны имеют ходовое устройство в виде специального шасси, снабженного осями с жесткой подвеской, из которых одна или две ведущие. Скорость передвижения обычно не более 20 км/ч.

Еще более медлительны (всего несколько км/ч) гусеничные краны. Зато благодаря наличию гусеничных тележек они обладают высокой проходимостью. Низкое давление на основание дает им возможность передвигаться с грузом на крюке даже по грунтовым площадкам.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ - РОСТ ПОСЛЕ СПАДА

В прежние годы в СССР выпуск автомобильных кранов доходил почти до двух десятков тысяч в год. Но на фоне общеэкономического спада не устоял и этот вид оборудования -производство многократно сократилось, достигнув своего «дна» (всего около 1 тыс. единиц) в кризисном 1998 г. Затем началось оживление. Но и сегодня на российских заводах изготавливается чуть больше двух тысяч единиц в год. Хотя рост потребности в автомобильных подъемных крановх налицо. Его главный стимул - естественное выбывание устаревшей техники (по мнению экспертов 2/3 российских автокранов уже находятся на стадии выработанных ресурсов и требуют своего обновления). По данным Госстроя России, за последнее десятилетие уровень потребления техники строителями сократился в 4-6 раз, а степень обновления парка машин снизилась до 1-2% в год при норме 8-12%. В настоящее время активно используется аренда крана.

В 2000 г. российский рынок «проглотил» не только 80-процентный прирост производства отечественных кранов, но и небольшую прибавку очнувшегося после весьма чувствительного сокращения импорта. Впрочем, роль последнего в формировании российского парка автокранов незначительна, и измеряется несколькими процентами в относительном или несколькими десятками миллионов американских долларов в абсолютном выражении. Доля импортной техники даже в самые благоприятные для этого, предшествовавшие кризисному 98-у, годы не превышала 8%.

Главным поставщиком автомобильных кранов в Россию была и остается Германия. На эту страну приходится половина (а в иные годы и больше) закупаемых Россией автомобильных кранов. Еще один важный партнер - Япония, компенсирующая свое отставание в поставке автокранов лидерством в экспорте гусеничных. Все громче заявляют о себе (прежде всего в восточных регионах России) стремящиеся занять временно освободившуюся нишу между дорогим европейским и японским оборудованием и относительно дешевым отечественным производители Китая и Южной Кореи. Экспорт российских автокранов невелик и составляет чуть больше 1% от общего объема выпуска.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВТОКРАНОВ

Отечественное производство автомобильных кранов имеет отчетливо выраженную географическую ориентацию - подавляющее большинство предприятий расположены в центре и на юге Европейской части РФ и в Уральском регионе.

Крупнейшим предприятием страны в своей отрасли является ОАО «Автокран» из г. Иваново. Первый автомобильный кран был выпущен на нем еще в 1954 г. Перечень производимой продукции включает модели кранов грузоподьемностью от 16 до 50 т на шасси Урал (КС-35714, КС-35714-2, КС-45717-1), КамАЗ (КС-53215, КС-45717К-1), МАЗ (КС-35715, КС-35715-2, КС-45717А-1), МЗКТ (КС-6973-А). Самый мощный 50-тонник обеспечивает высоту подъема 30,7 м. Установленные на крановх микропроцессорные ограничители с цифровой индикацией позволяют следить за степенью загрузки кранов, длиной и вылетом стрелы, показывают величину груза на крюке и максимальную грузоподъемность на данном вылете.

АО «БАКМ» из г. Балашиха, Московской области начинал (под другим названием, разумеется) в 1943 г с ремонта мотоциклов и велосипедов. Затем выпускал компрессоры, насосы, строительный инструмент. В 1950 г. освоил производство автокранов АК-25 грузоподъемностью 2,5 т, а годом позже - автокранов АК-ЗГС (грузоподъемностью 3 т) на шасси ЗИС-150. Всего заводом выпущено более 100 тыс. автокранов. Основным направлением деятельности компании сегодня является производство грузоподъемных гидроманипуляторных установок.

Основное направление АО «Газпром-Кран» из г. Камышин, Волгоградской обл. (до 1.01.2000 г «Газакс»). - производство полноприводных гидравлических автомобильных кранов с телескопической грузоподъёмной стрелой. Кран КС-55716 грузоподъемностью 25 тонн монтируется на специальном шасси автомобильного типа Урал. Краны КС-5476А (грузоподъемность 32 т), КС-6476 (50 т), КС-7976 (70 т) - на специальном шасси автомобильного типа МЗКТ.

ОАО «Клинцовский автокрановый завод» (Брянская обл.) увеличивает производство 15-тонных гидравлических автокранов на шасси МАЗ-5337. Объем производства ежемесячно возрастает на 9-12%.

ОАО «Галичский Автокрановый Завод» с 1945 г. ремонтировал тракторы и с/х технику. Затем производил экскаваторы. В 1982 г. перешел на выпуск автомобильных гидравлических кранов и гидроцилиндров для них. В настоящее время серийно производит 11 моделей гидравлических автомобильных кранов (примерно третья часть от всей выпускаемой в России номенклатуры) грузоподъемностью 15, 20, 22,5 и 25 тонн на шасси МАЗ, КамАЗ, КрАЗ, ЗИЛ и Урал. Изготовлены опытные образцы и проводятся сертификационные испытания для пуска в серию еще двух моделей автомобильных кранов: КС-35719-3.1 и КС-35719-5.1 грузоподъемностью 16 т, с трехсекционной телескопической стрелой длиной 18 м и решетчатым гуськом длиной 7 м. на шасси автомобилей-вездеходов Урал-5557 и МАЗ-5337, соответственно.

ОАО «Краст» (первое название - завод «Металлокомбинат») введенный в строй осенью 1927 г, специализировался на изготовлении машин для сельского хозяйства. В 1962 гг. освоил серийный выпуск автомобильных кранов. Основа его сегодняшней продукции - краны-манипуляторы и подъемники автомобильные гидравлические (за рубежом краны-манипуляторы, устанавливаемые на грузовых машинах в значительной степени вытеснили краны малой грузоподъемности). Производится гидравлический автомобильный кран КС-2571Б, грузоподъемностью 7 т.

На АО «Угличмаш», г. Углич свой основной «хлеб» машиностроители по-прежнему зарабатывают, производя автомобильный кран КС-3577 грузоподъемностью 14 тонн на шасси МАЗ.

Закрытое акционерное общество «Урал Кран» является дочерним предприятием ОАО «Мотовилихинские заводы». В 1991 году, был выпущен кран на базе шасси КАМАЗ МКА-25. С 2000 г. потребителям предлагается гама автокранов грузоподъемностью 25 тонн: КС-5579.1 на базе шасси повышенной проходимости КАМАЗ-53228; КС-5579.2 на базе шасси КАМАЗ 53229; кран КС-5579.3 на базе шасси повышенной проходимости Урал-4320; КС-5477.А на специальном шасси МЗКТ-8006 минского завода колесных тягачей; КС-5771 на базе двухзвенного гусеничного плавающего транспортера ДТ-30П Витязь.

Модели кранов на шасси КАМАЗ и МЗКТ могут комплектоваться решетчатым удлинителем, длиной 13 метров. В августе прошлого года в ЗАО «Урал-кран» изготовлен опытный образец автомобильного кранов грузоподъемностью 30 тонн на шасси КамАЗ. Оборудование разработано на базе автокранов КС-5579.2. Привод крановых механизмов - гидравлический, управление краном - электрогидравлическое. Изготавливается в двух вариантах: без сменного оборудования и с 13-метровым гуськом.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ КРАНОВ СТРАН СНГ

НПО «Январец-Одесса» образовано в результате реструктуризации ОАО ХК «Краян» и выделения мощностей, ранее являвшихся заводом тяжелого краностроения им. Январского восстания - одного из ведущих (именно там был изготовлен первенец отечественного краностроения 6-ти тонный паровой кран Январец-1 на железнодорожном ходу) предприятий по производству стреловых самоходных кранов.

Там же на Украине АО «Краностроительная фирма «Стрела» из г. Бровары Киевской обл. выпускает краны автомобильные гидравлические на шасси КамАЗ (53212, 53213) и КраАЗ 65101, грузоподъемностью 16 и 22,5 т.

В Казахстане производство автокранов грузоподъемностью 20 тонн впервые в республике освоено на павлодарском машиностроительном заводе. Автокран «Сункар» («Сокол») смонтирован на шасси КамАЗа. Имеет телескопическую стрелу с вылетом 22 метра и просторную комфортабельную кабину. Оборудован микропроцессором, следящим за работой систем и устойчивостью машины. Кран сертифицирован в Казахстане и России.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ КРАНОВ

Основанная в 1949 году, Liebherr в настоящее время представляет собой группу компаний, с децентрализованным управлением, в которых работает почти 20 тыс. человек и производится обширный диапазон изделий: экскаваторы, погрузчики, трубоукладчики и несколько десятков моделей автомобильных кранов.

Быстрые маневренные компактные краны серии LTM, грузоподъемностью от 35 до 800 т хороши и на автобанах, и в условиях бездорожья. Максимальная высота подъема крюка у разных моделей от 40 до 146 м. Одно из достижений группы компаний - 500-тонный автокран LTM1500 с самой длинной семисекционной стрелой длиной 84 м. При необходимости с помощью решетчатой стрелы ее длина может быть увеличена до 140 м. Стрела имеет овальный профиль, предотвращающий продольный изгиб и обеспечивающий отличные грузоподъемные характеристики и высокую устойчивость даже при наличии длинных гуськов.

Автокран LTM1500 оснащен 8-цилиндровым турбодизелем с охлаждением воздуха для наддува мощностью 440 кВт, полностью отвечающим нормам EURO II. Автоматическая коробка передач имеет электронную систему управления, пять передних и одну заднюю передачу. Максимальная скорость передвижения автокранов - 77 км/ч.

Образованная в августе 1948 г (первый автокран, грузоподъемностью 2,5 т был выпущен в 1955 г) японская компания Tadano сегодня переживает не sлучшие времена. Объем продаж в 2000 г по сравнению с самым удачным 1997 г упал на треть и составил 891 млн. долл. Стремясь выстоять в конкурентной борьбе, Tadano вместе с Sumitomo Heavy Industries Co. Ltd. (SHI) и Hitachi Construction Machinery Co., Ltd. создает стратегический альянс способный существенно повлиять на состояние дел на рынке самоходных кранов. В декабре 2000 г Tadano заключила соглашение о сотрудничестве в области производства автокранов с еще одной японской компанией - Kobelco. Последняя за два месяца до этого ликвидировала свою дистрибютерскую сеть в Европе, решив напрямую заняться реализацией своей продукции. Сама Tadano имеет широкую сеть представительств по всему миру. Еще в 1978 она создала в Нидерландах, а позже в Германии филиалы для обслуживания и предпродажной подготовки своего оборудования.

Модельный ряд представленных в Европе автокранов включает модели грузоподъемностью от 35 (ATF30-2L) до 130 (ATF120-5) т. В т.ч. автокраны повышенной проходимости - от 20 (TR-200EXC) до 60 (TR-600EXL) т.

Компания Link-Belt Construction Equipment Company с штабом в Лексингтоне (шт. Кентукки) является одним из лидеров в проектировании, изготовлении и продажах автомобильных подъемных кранов. Созданная еще в позапрошлом 19 веке она уже с 1936 г. занимается гидравлическими системами подъемного оборудования. В ассортименте краны 14 моделей, в т.ч. 6 машин повышенной проходимости (самый маленький 30-тонник RTC-8030; самый большой 70-тонник 70 RTC-8070).

Еще одним крупнейшим производителем мобильных кранов является компания Grove Worldwide (под таким названием фигурирует с 1990 г), представляющая свою продукцию на мировом рынке более 50 лет. Объем ее годового производства составляет 1500 кранов. Была основана в 1947 г. Пенсильвании. Первый кран был выпущен в 1949 г. Ее история - цепь слияний и приобретений. Вместе со всем своим потенциалом в нее влилась National Crane Corporation of Waverly (1978 г), было приобретено производство гидравлических кранов копании Krupp в Вильгельмсхафене (Германия). В 1998 г компанию приобретает Keystone, Inc. and partners. Сегодня значительная часть производства сосредоточена во Франции и Германии.

Несмотря на общие для большинства краностроительных фирм трудности (в октябре 2000 г. компании пришлось сократить штат сотрудников на 260 человек) Grove, как утверждают представители, за последние три года более чем вдвое увеличила свое присутствие в Европе. Среди ее наиболее популярных моделей кран GMK5100, грузоподъемностью 100 тонн. Оснащен пятисекционной (длина 51 м) стрелой с двойной системой блокировки главного цилиндра TwinLock; и двигателем Mercedes Benz, мощностью 350 кВт. (Длящееся уже не один год сотрудничество с Mercedes Benz благотворно сказалось на качестве и эксплуатационных характеристиках автокранов Grove).

Кран RT522B грузоподъемностью 200 тонн, оборудован трехсекционной основной стрелой длиной 23,8 м, а также складной дополнительной стрелой длиной 7,6 м. Предназначен для работы на пересеченной местности.

Компания Demag (а названия у нее были разные - Dinglewerke, Demag AG, Mannesmann Dematic AG., а с 2001 г называется Demag Mobile Cranes GmbH). ведет свою историю с 1827 г. Первый автокран с телескопической стрелой грузоподъемностью 2,5 т фирма выпустила в 1950 г. В 1974 г был изготовлен автокран TC1200, грузоподъемностью 250 т, а в 1990 г. пятисоттонник AC1600. Сегодня Demag Mobile Cranes GmbH предлагает широкий спектр продукции от компактного CityClass до ультра-мощного SSL.

Пик мирового производства крановой техники приходится на конец 80-х-начало 90-х гг, Тогда в развитых странах владельцы самоходных кранов, могли позволить себе не эксплуатировать машину больше 5 лет. Сегодня средний срок службы увеличился до 7-10 лет, а потребность в них сократилась втрое. И все-таки, среди других видов самоходных кранов автомобильные в меньшей степени пострадали от падения спроса и способны стать «локомотивом», который позволит мировому краностроению набрать прежние обороты.


Андрей Деревянко

Источник: www.stroit.ru