Трудно ли быть крановщиком: секреты профессии

«Крановщик» – слово просторечное и слегка пренебрежительное. К тому же исторически оно как-то «приросло» к машинистам башенных и строительных кранов. А человека, работающего на аренде крана, сейчас чаще называют «оператором автокрана». И правда – звучит нейтрально, приятно и в то же время достойно. Да и простое «машинист автокрана» вполне передает ответственность и серьезность нелегкого дела.

Спрос на операторов автокрана сейчас гораздо больше предложения. Основные знания по этой специальности дают в профессиональных лицеях и училищах. Машинист автокрана обязан знать не только принципы работы автокрана, но и технику безопасности, слесарное дело и тем более правила дорожного движения – ведь в свободное от погрузки-разгрузки время он управляет многотонной грузовой машиной.

Конечно, «зеленому» юноше по первой просьбе никто не даст в распоряжение 60-тонный кран. Сначала он будет стажером – то есть проведет какое-то время в роли ассистента, наблюдая за действиями опытного машиниста. Чем быстрее молодой человек «схватывает» тонкости работы, тем меньше длится стажировка. Потом обычно следует работа в каких-то государственных компаниях, некоторые получают нужный опыт на срочной службе в армии. И только с 4-5-летним стажем молодой человек получает возможность устроиться на работу в частную компанию. Там предпочитают брать машинистов постарше, но при этом более опытных.

Машинист автокрана должен быть здоровым и физически выносливым. Болезни почек, сердца, печени, нервной системы – с таким набором путь в операторы заказан. Кроме того, машинист автокрана должен каждый год проходить медкомиссию.

Оператору автокрана нужна отменная реакция. Да, нынешние умные машины способны сами рассчитать и максимальную нагрузку, и нужный вылет стрелы, и ограничить движение в рабочей зоне. Но опытный мастер никогда не полагается на технику целиком. Его мозг способен анализировать ситуацию не хуже компьютера. Зоркий глаз моментально прикинет и вес груза, и высоту подъема, и свободу маневренности на площадке. Профессионал всегда просчитывает ситуацию на несколько шагов вперед, не дожидаясь, пока приборы тревожно запищат об опасности.

Машинист автокрана учитывает множество факторов – от формы и размера груза до силы и направления ветра. Поэтому ему нужна хорошая память и точный глазомер. Он должен быстро переключать внимание с объекта на объект и распределять его между разными объектами. И еще ему необходима выдержка, хладнокровие и стрессоустойчивость. Иначе его работа превратится в пустое расточение сил огромной мощной машины на непродуманные действия. Без умения сохранять внутреннее спокойствие невозможно четко контролировать ситуацию.

Как известно, в любой профессии есть два типа работников. Одни выбирают свою специальность из практических соображений, другие – по призванию: «Так душа хочет». Если вам попадется машинист из первой группы – вам безусловно повезло. Он тщательно и вдумчиво рассчитает траекторию движения груза. Выберет оптимальное место на площадке. Никогда не станет нагружать кран сверх меры. И тысячу раз все перепроверит перед началом работы.

Оператор автокрана «по призванию» редко сверяется с таблицами безопасности. Он может лишь мельком просмотреть подробную грузовысотную характеристику своего крана – ему не нужно учить ее наизусть. Она складывается в голове, как только он узнает основные параметры крана. Он безошибочно определит, на каком расстоянии от котлована должен стоять кран – не вспоминая и не заглядывая в инструкцию. Он с ходу скажет вам, каков вылет стрелы с гуськом и без гуська и как лучше перенести 25-тонный блок на крышу дома. Едва взглянув на площадку для работ, он уже знает, где лучше поставить кран и какие маневры нужны для подъема груза. Он улыбается, подходя к машине, и шутит с рабочими – но все это лишь до тех пор, пока он не сел за пульт управления. Он переходит в рабочее состояние так же естественно, как его машина расправляет стрелу, и спокойно ждет, пока раздастся крик стропальщика: «Поднимай!»

Опытные машинисты говорят: «Человек становится хорошим работником тогда, когда чувствует себя одним целым с машиной». Когда знаешь все инструкции назубок, но не ощущаешь габаритов крана – это так же плохо, как интуитивное постижение профессии при полном нуле теоретических знаний. И только нужное сочетание теории и практики дает возможность поднять и опустить на крюке полное ведро воды – так, чтобы не пролилось ни единой капли.