Особенности эксплуатации спецтехники в зимнее время

Эта статья будет полезна операторам спецтехники, а также компаниям, чья область деятельности – аренда спецтехники (в том числе и аренда крана).

Всем известно, что для того чтобы техника служила долго и исправно, нужно соблюдать правила по эксплуатации и не подвергать технику чрезмерным нагрузкам. Но порой случается так, что владельцы техники просто не представляют, какие именно меры помогают продлить срок службы техники и предотвратить поломки. В данной статье опубликован ряд советов, касающихся эксплуатации отечественной спецтехники, придерживаясь которых владелец (водитель) сможет обеспечить максимально долгий срок службы и бесперебойную работу своей машины. Приведенные советы актуальны для климатических условий средней полосы России. Данная информация проверена многолетним опытом работы и подтверждена на практике. В качестве примера взят грузовой автомобиль КамАЗ.

Не секрет, что зима – наиболее неблагоприятное время для эксплуатации транспортной техники, особенно это относится к запуску двигателя, если машина находится в не отапливаемом помещении, так как в этом случае масло поступает к самым удаленным трущимся деталям двигателя лишь спустя несколько минут от начала его работы. Это происходит потому что при низкой температуре окружающей среды масло загустевает, а масленый насос не может достаточно быстро загустевшее масло ко всем частям двигателя. А при трении в сухую наступает быстрый износ деталей двигателя, что приводит к его преждевременной поломке. Чтобы этого избежать нужно при температуре от -7 градусов по Цельсию использовать пусковой подогреватель. Однако, используя пусковой подогреватель, не стоит оставлять машину без присмотра, так как его неисправность может привести к возгоранию.

В случае тракторного двигателя пуск можно осуществлять без дополнительного подогрева при температуре до -25 градусов, благодаря тому, что такие двигатели оснащены пусковым двигателем. Но и здесь есть свои тонкости. При температуре окружающей среды от -10 градусов и ниже нужно в течение минуты проворачивать коленчатый вал основного двигателя пусковым, при этом подача топлива должна быть выключена. При наличии декомпрессора рекомендуется его включить. В это время произойдет прогрев охлаждающей жидкости и заполнение маслом смазочной системы. Чем ниже температура, тем больше должно быть время подобного проворачивания. Если за время работы пускового двигателя запуск основного двигателя еще не произошел, а охлаждающая жидкость достигла температуры кипения, то нужно выключить пусковой двигатель и повторить пуск спустя 5 – 10 минут.

Далее будут приведены советы по запуску двигателя при отсутствии или неисправности пускового подогревателя и пускового двигателя.

Можно подогреть двигатель снаружи паяльной лампой (занимает от 30 минут до нескольких часов). Данный метод используется при заполненной антифризом системе охлаждения двигателя. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • система питания и мазки двигателя должна быть герметична;
  • нельзя греть двигатель открытым пламенем.

Также можно прогреть двигатель электродвигателем, установленным в поддон картера. Во избежание возгорания нужно придерживаться следующих правил:

  • не допускать искрения;
  • использовать нагревающий электродвигатель мощностью не более 300 Вт;
  • электродвигатель нужно подключать к сети через плавкий предохранитель, при этом максимальный ток, на который рассчитан предохранитель не должен превышать номинальный ток в двигателе более чем на 50 процентов;
  • не забывать отсоединить электродвигатель от сети перед запуском двигателя.

Этот метод также используется при заполненной антифризом системе охлаждения двигателя.

А при системе охлаждения двигателя, заполненной водой, применяют прогрев теплой или горячей водой (в зависимости от температуры на стоянке) и маслом, что заметно продлевает срок службы двигателя.

Если же по какой-то причине все вышеперечисленные методы недоступны, то применяется пуск при помощи буксировки. Однако данный метод запрещен инструкцией по эксплуатации техники, поэтому применяется лишь в случае крайней необходимости.