История российских автокранов

АТП-1, первый советский автокран, рядом с нынешними 40-тонными гигантами показался бы миниатюрным. Он поднимал груз весом в полторы тонны на высоту трех метров и стоял на шасси грузовика Я-5. В 1934 году это произведение инженерной мысли сошло с конвейера завода «Красный металлист». Выпуск их составлял примерно 140 штук в год, чего растущей стране, конечно, не хватало.

Первые автокраны «произошли» от паровых тягачей, разгружавших оружие и перемещавших тяжести на постройке укреплений. Гражданской миссией первых автокранов стало сельское хозяйство и погрузо-разгрузочные работы. До 40-х годов ХХ века их почти не применяли в капитальном строительстве: высота подъема у первых кранов была небольшая, рабочая зона тоже, а затраты на их обслуживание – слишком высокими.

В 1941 году в производство пошел второй советский автокран, «Январец» – он же АК-3. Выпускавший его Одесский автокрановый завод назывался «Январское восстание». АК-3 «мог работать с грузами весом три тонны и поднимать их на высоту до 5 метров. АТП-1 и «Январец» были конструктивно похожи: полноповоротная платформа с механическим или электрическим приводом, автомобильное шасси как ходовое устройство. Первые модели советских автокранов делались на шасси ЗИЛ и ЗИС, и только в середине 50-х годов появились машины на шасси ГАЗ.

После Великой Отечественной войны были построены крановые заводы в Балашихе и Ставрополе. Балашихинский завод заработал в 1951 году. Он производил автокраны на шасси грузовиков ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130. Это были АК-3 и АК-5, трех- и пятитонники, автокран АК-2.5, поднимавший 7.5 тонн на 7.5 м. А в Ставрополе выпускали легкие автокраны с решетчатой стрелой на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-51А. Грузоподъемность первых моделей, К-2,5-1Э и К-2,5-1ЭА, составляла 3 и 2.5 тонны. А в конце 50-х годов на Ставропольском заводе уже изготовили автокран с гидроприводом механизмов – КС-0561А на шасси ГАЗ-51А. Предыдущие модели обладали блочно-тросовым приводом рабочих механизмов. Ставропольские краны на шасси ГАЗ отправлялись на различные работы в колхозы и совхозы.

С течением времени производство кранов росло. Появлялись новые модели и модификации. Львовский завод автопогрузчиков (позднее его цех, где делали краны, стал отдельным, Дрогобычским крановым заводом) производил краны с решетчатыми гнутыми стрелами. Первые модели, краны К-32 и К-42, имели конструктивный недостаток – малую прочность рам на скручивание. От этого трескались лонжероны, случались прогибы косынок и перекосы рам. В новых моделях – АК-5, АК-5Г на шасси ЗИЛ-164 – эта недоработка была исправлена. Эти модели кранов имели дизель-электрический привод. Позже появились башенно-стреловой автокран КТС-3 и его модификации, работавшие на шасси грузовиков ЗИЛ-120/164.

Краны на шасси ЗИЛ использовались на дорожных работах, городских стройках, при погрузке и разгрузке в портах и складах. Считалось, что для применения в сельском хозяйстве они слишком велики.

Конструктивно новый автокран, К-2,5-2, был выпущен в 60-х годах в Ставрополе. Его крановая установка работала от собственного двигателя – Д-37М. Монтировалась она на шасси ГАЗ-63 с двускатной ошиновкой задних колес от грузовика «Урал-355М». К-2,5-2 мог работать с грузом массой 2.5 тонны и обладал высотой подъема в 5 м.

Ленинградский «Красный металлист», где был выпущен первый советский автокран, также продолжал работать. Там выпускались краны К-104 на шасси КрАЗ-219. Многомоторная машина имела грузоподъемность 10 тонн и высоту подъема крюка до 16 м.

Модельный ряд кранов обновлялся вслед за появлением новых грузовиков. Новые шасси делали работу автокранов более эффективной, а всю машину в целом – более мощной. Целый ряд кранов выпускался на шасси МАЗ-200. Это и произведенные в Туапсе К-51, К-52, К-53, К-61, и ивановские К-164 вместе с К-612. Грузоподъемность всех названных моделей была около 6 тонн, а крюк поднимался на 7-8 метров (у кранов серии МКА – даже на 10).

С приходом 70-х годов конструкция автокранов изменилась. Все больше и больше становилось кранов с гидравлическим приводом, очень распространенным в нашем ХХI веке. Появилась в производстве техника, применяемая сейчас. А значит – пора обратить внимание на новейшие модели автокранов. С распадом СССР начали появляться фирмы предоставляющие аренду крана.