Зачем в кабине автокрана мигающий дисплей?

Документ, определяющий требования к крану – это «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Конструкция крана должна соответствовать ГОСТу, что соблюдается при производстве современных «Ивановцев», «Челябинцев», «Клинцов» и других машин. Помимо этого, она должна отвечать требованиям времени и повышать эффективность работы.

Большинство современных кранов имеют телескопическую многосекционную стрелу и гидравлический привод рабочего оборудования. По заказу автокраны комплектуют гуськом – легким решетчатым удлинителем стрелы. В рабочем положении он увеличивает вылет стрелы и пространство под ней. Некоторые машины оснащаются съемными противовесами соответствующей массы. В транспортном положении автокраны могут развивать скорость 60-70 км в час, а скорость подъема груза у них составляет в среднем от 5 до 8 метров в минуту.

Современные автокраны могут похвастаться и своей способностью выполнять несколько действий одновременно. Например, передвигаться по площадке с грузом на крюке и одновременно менять вылет стрелы. Все это экономит время и рационализирует работу.

Нынешние «Январцы», «Ивановцы» и «Челябинцы», а также их собратья, оснащены «умными» приборами, повышающими эффективность работ и следящими за безопасностью.

В 60-х годах ХХ века на крановых установках впервые появились ограничители грузоподъемности. Тогда эти устройства были потенциометрическими. С того времени конструкторская мысль шагнула далеко вперед. В современных кранах обязательно есть ограничитель грузоподъемности, причем не механический, а электронный – микропроцессорный. Он защищает кран от перегрузки, опрокидывания, следит за тем, что происходит в рабочей зоне. Ограничитель высвечивает на дисплее фактический вес груза на крюке, наибольшую грузоподъемность, возможную на данном вылете, следит за высотой подъема оголовка стрелы.

Есть у него и режим координатной защиты, когда умное устройство ограничивает подвижную часть крановой установки в перемещении по тыльной рабочей зоне. Эта функция особенно полезна при работе на небольших площадках – например, возле линий электропередач или в стесненных условиях городской стройки.

У современных автокранов есть свой «черный ящик» – телеметрическая память. Она встроена в ограничитель грузоподъемности и записывает рабочие параметры и степень загрузки крана. Срок хранения записанной информации – 10 лет. Память автоматически регистрирует самые важные параметры в реальном времени, действуя по принципу бортового самописца. Но, в отличие от «черного ящика», это устройство выводит записанную информацию на дисплей в кабине крановщика.

Все чаще автокраны ставят на шасси от автомобилей повышенной проходимости. Неудивительно: современные машины должны работать и в условиях Крайнего Севера, и в атмосфере жаркого климата. Конечно, для различных климатических условий служат разные модели автокранов. «А как же крановщик?» – спросите вы. Казалось бы, оператору автокрана должно быть одинаково тяжело работать и при морозе в -50, и при жаре +40. Но разработчики кранов позаботились и о кабине оператора. О таком рабочем месте – со встроенным системами обогрева и вентиляции, регулируемыми сидениями для удобной работы – таксисты и офис-менеджеры могут только мечтать.

То, что перечислено выше – своеобразный «обязательный» набор. Трудно представить современный кран без этой полезной техники. Однако новые технические разработки обещают «прибавление» в семействе «умных» приборов. Это и GPS-навигатор для определения местоположения крана, и новые противоугонные комплексы, системы идентификации владельца (то есть оператора). На некоторых моделях кранов могут появиться даже датчики, анализирующие воздух в кабине на предмет наличия паров алкоголя! Впрочем, операторы аренды кранов не будут переживать и при наличии, и при отсутствии таких датчиков. Это же не ограничитель грузоподъемности.