Мир строительных кранов – 100 лет развития часть 2

Самоходные краны выпускаются на автоходу, на спецшасси и на гусинечном ходу. Автомобильные краны рассчитаны на движение по дорогам, а на спецшасси по бездорожью. Стрелы, как телескопические, так и решетчатые, оснащены разнообразными гуськами – откидными, жесткими решетчатыми, качающимися и др.

Сегодня Германия продолжает традиции выпуска крупнейших кранов – модель ТС 2800 грузоподъемностью 730 т у Demag и модель LG 1550 грузоподъемностью 990 т у Liebherr. В Северной Америке Manitowoc лидирует на рынке больших кранов. Среди ее новинок модель самоходного кранов 777 Т с уникальными откатными выносными опорами, обеспечивающими подъем грузов массой до 182 т.

Фирма Grove продолжает поставлять на рынок краны, среди которых 37 базовых моделей. Новая продукция – RT 640E и RT 650E в классе грузоподъемности от 40 до 50 т. Эти модели самоходные со всеми приводными и управляемыми колесами и трехпозиционными выдвижными опорами. У фирмы LinkBelt новая модель НТС-8650 мобильного кранов с трехпозиционной системой выдвижных опор и четырехсекционной стрелы. У Liebherr модель LTM1500 грузоподъемностью 550 т оснащена самой большой телескопической стрелой длиной 83 м.

Фирма Liebherr недавно выпустила самоходный кран с телескопической стрелой модели LTM 11000 D грузоподъемностью 1000 т. Новый кран – самая большая и мощная грузоподъемная машина, когда-либо зарегистрированная на мировом рынке самоходных кранов. Модель входит в типоразмерный ряд кранов LTM на пневмоколесном ходу с телескопической стрелой и гуськом. Предыдущий рекорд грузоподъемности 800 т был у кранов модели LTM 1800.

Особо следует отметить большое разнообразие стрел, которыми оборудуются краны – основная телескопическая стрела; удлинитель; неуправляемый решетчатый удлинитель; управляемый решетчатый удлинитель; телескопическая стрела с оттяжкой. Специальное рабочее оборудование и дополнительные стрелы расширяют область применения самоходных кранов. Например, кран Liebherr LTM 1225 оснащен универсальным стреловым оборудованием, в состав которого входит откидной гусек, неуправляемый решетчатый гусек и оттяжка телескопической стрелы, оно может быть приспособлено к любым условиям эксплуатации. С аварийно-спасательным и буксировочным спецоборудованием краны LTM могут использоваться пожарными командами.

В 60-е годы появились краны высокой проходимости (RT), способные передвигаться по бездорожью. За В 60-е годы появились краны высокой проходимости (RT), способные передвигаться по бездорожью. За 10-летие грузоподъемность таких кранов была увеличена до 25 т. Сегодняшние краны-вездеходы имеют еще большую грузоподъемность – модель фирмы Grove RT 9100 одна из мощнейших в своем классе с грузоподъемностью 100 т.

Фирма Grove объявила о запуске в производство 55-тонного кранов повышенной проходимости RT 760, оснащенного 4-секционной стрелой U-образной формы длиной 33,5 м. Стрела дополняется набором удлинителей, использование которых обеспечивает максимальную высоту подъема груза до 59 м. Этот кран фирма намерена показать на предстоящей в апреле 2001 г. выставке Bauma в Мюнхене, являющейся самой представительной выставкой строительных машин и оборудования. Кроме указанной модели, фирма должна выставить еще четыре новых модели кранов, среди них вездеход GMK 6300 эксплуатационной массой 300 т. Эта шестиосная машина имеет А-образную раму и канатную подвеску стрелы, что обеспечивает дополнительную грузоподъемность на 20%.

Другая модель также относится к крановм высокой проходимости. Модель GMK 4075 эксплуатационной массой 75 т может быть отнесена как к классу 60-тонных кранов, так и к 80-тонным. Кран рассчитан на быструю транспортировку к месту работ, его осевые нагрузки в 12т соответствуют европейским нормам предельных нагрузок. Дополнительная грузоподъемность обеспечивается за счет контргруза, увеличенного на 16т.

Среди кранов на гусеничном ходу по грузоподъемности лидирует гигант 21000 от Manitowoc, поднимающий грузы до 831 т, а при дополнительном контргрузе его грузоподъемность достигает 1000 т. Гусеничный ход кранов состоит из восьми траков. Длина самомонтирующейся стрелы составляет 120 м.

Liebherr намерена представить свой новый кран на гусеничном ходу LR 1600/1 на предстоящей выставке Bauma. Его грузоподъемность достигает 600 т.

Повышение грузоподъемности кранов как тенденция, безусловно, характеризует уровень развития современного краностроения. Но на практике наиболее популярными на рынке оказываются краны средней и даже небольшой грузоподъемности. В последнем году уходящего века была отмечена небывалая конкуренция между главными производителями мобильных кранов грузоподъемностью 100 т.

Два ведущих мировых производителя мобильных кранов – немецкая компания Liebherr и американская Grove – почти одновременно выпустили на рынок машины 100-тонной грузоподъемности, представив свои новые модели на главных европейских выставках строительных машин и оборудования во Франции и Великобритании весной 2000 г. Новые модели сконструированы по принципу «все на борту» и не требуют какой-либо другой техники для их подготовки к работе.

Новая модель мобильного кранов-внедорожника компании Liebherr LTM 1100/2 относится к пятиосным машинам. Максимальная грузоподъемность достигает 100 т, максимальная длина шестисекционной стрелы при полном выдвижении телескопических секций – 52 м, максимальный грузовой момент – 330 т-м. Стрела полуовального сечения, за счет чего масса машины снижена на 10%. Новый кран имеет самые компактные габаритные размеры при транспортировке в своем классе – свес стрелового оборудования составляет 1,9 м, ширина ходовой части 2,75 м. Новый кран относится к категории 60-тонных по общей массе, осевая нагрузка – 12 т.

Бывшая британская компания Grove, два года назад купленная американской Keystone, но имеющая прочные корни на европейском континенте благодаря еще более раннему (1995 г.) приобретению немецкой Krupp Mobilkrane, выпустила новую модель пятиосного кранов-внедорожника грузоподъемностью 100 т – GMK 5100. Таким образом, сразу две ведущие компании выпустили конкурирующую продукцию.

Третий крупнейший производитель мобильных кранов немецкая компания Manesman Dematic также не осталась в стороне от спроса на 100-тонные краны и выпустила новую модель АС100 также на пятиосном шасси, длиной 10,99 м (общая длина машины 14,1 м), шириной 2,75 м, с шинами 16.00R25. Кран оснащен 4-секционной стрелой, длина которой при полном выдвижении телескопических секций достигает 50,2 м, максимальная грузоподъемность 100 т обеспечивается при радиусе 3 м. На борту машины имеется контргруз 13,3 т и складной гусек длиной 17 м, что все вместе при общей массе кранов 60 т не превышает нормативную нагрузку на ось в 12 т.

Еще большей популярностью в конце XX века стали пользоваться краны не столько большой грузоподъемности, сколько малогабаритные. Японский производитель кранов Tadano выпустил на рынок новый самоходный кран высокой проходимости модели Crevo 200 ЕХС специально для работ на стесненных строительных площадках. Это первый кран фирмы типа City Crane для строительства в условиях плотной городской застройки, когда особенно важны компактность машин и малый радиус поворота.

Кран класса 20 т входит в новую серию Crevo, модели которой вобрали в себя множество инноваций, касающихся в первую очередь усовершенствований для оператора, обеспечивающих высокую маневренность машин и их безопасность.

Кроме того, это кран-амфибия, способный погружаться и перемещаться по воде. Масса кранов чуть меньше 20 т, в своем классе кран по характеристике длины стрелы опережает модели других фирм. Максимальная длина его телескопической стрелы при полном выдвижении составляет 27,5 м, что на 2 м больше сопоставимой 25-тонной модели кранов фирмы Demag и только на 0,5 м меньше, чем у 25-тонной модели фирмы Kato (при этом следует учесть, что сравниваемая модель по массе ниже 20 т).

Общая длина двухосного японского кранов 200 ЕХС составляет 8,7 м, ширина 2,2 м, при полном выдвижении выносных опор ширина увеличивается до 5,2 м. Система опор пятиступенчатая при обычной для кранов трехступенчатой, две дополнительные пары выносных опор обеспечивают максимальную грузоподъемность кранов в стесненных условиях, когда невозможно выдвинуть опоры на полную ширину. Системы выдвижных опор других фирм не имеют таких возможностей, что снижает грузоподъемность кранов при малом рабочем пространстве.

Компактность кранов 200 ЕХС обеспечивают некоторые особенности его дизайна, такие, как боковое размещение моторов для подъема груза, минимальные размеры стрелы в собранном виде, автоматически складывающиеся крюки и др.

Высоки показатели кранов при работе над и поверх препятствий – при исполнении функции подъема и перемещения груза в таких условиях максимальная грузоподъемность кранов составляет 6,7 т, что гораздо выше, чем у телескопических подъемников.

Для управления краном имеется комплексная система с автоматическим ограничителем момента (Automatic Moment Limiter), включающим ограничители по рабочим характеристикам подъема и поворота. Компьютер регистрирует предельно допустимые нормы и автоматически снижает рабочие параметры до допустимого уровня, вплоть до полной остановки кранов, при попытке превышения их по воле оператора. Все допустимые и рабочие показатели работы кранов выводятся на табло дисплея в кабине оператора. Кроме того, в компьютер заложена программа, обеспечивающая самодиагностику кранов по 80 параметрам.

Машина оснащена автоматической трансмиссией с шестиступенчатой коробкой передач. Предусмотрено также ручное управление для работы на крутых склонах. Скорость передвижения кранов по дорогам достигает 55 км/ч.

Серия кранов Crevo была запущена фирмой Tadano в производство в Японии пять лет назад и в настоящее время включает шесть моделей эксплуатационной массой от 10 до 50 т. Новая 20-тонная модель рассчитана на особые условия работ на стесненных площадках, когда малый радиус поворота важнее, чем высокая грузоподъемность.

К удачным разработкам аналогичных машин можно отнести выпущенный три года назад фирмой Mannesman Demag двухосный кран модели AS 75 City Class. Его компактность при той же эксплуатационной массе 20 т еще выше, чем у рассматриваемой японской модели. Длина машины составляет 6,68 м, а габаритная высота всего 3 м. Длина телескопической стрелы кранов 25 м, а при использовании двухсекционного удлинителя высота подъема крюка достигает 40 м. Компактность и высокая маневренность кранов позволяют использовать его даже внутри зданий.

Фирме Compact Truck AG удалось создать принципиально новую конструкцию двухосного самоходного кранов для работ в стесненных условиях СТ2, а позднее расширить производственную программу и выпустить новую, более мощную трехосную модель СТЗ.

В новой модели сохранены инновационные решения предыдущей модели и усовершенствованы многие эксплуатационные показатели. Несмотря на несколько увеличенные габаритные размеры, новая модель относится к семейству компактных короткобазовых кранов и может применяться в условиях плотной городской застройки.

Среди основных конструктивных особенностей обеих моделей – телескопическая стрела; гидростатический привод ходовой части и крановой установки; низкий центр тяжести; единственный дизельный двигатель, размещенный на поворотной платформе, одновременно являющийся противовесом; специальные устройства для навески разнообразного дополнительного оборудования и их транспортировки на кране.

В новой трехосной модели максимальная грузоподъемность доведена до 80 т, что вдвое больше, чем у предыдущей модели. Телескопическая стрела состоит из основного корпуса и семи телескопических секций, выдвигающихся при помощи гидропривода. Максимальная длина стрелы в выдвинутом состоянии 40,50 м, минимальная длина 7,10 м (в сложенном виде), у модели СТ2 – 30 м и 5,5 м соответственно. В качестве дополнительного оборудования стрела оснащается гуськом, наибольшая длина телескопического гуська, положение которого может изменяться под нагрузкой, составляет 12,5 м.

Стрела в сложенном состоянии не выходит за контуры самоходного шасси кранов и не ограничивает маневренность машины.

Общая длина кранов в транспортном положении 8,71 м, ширина 2,49 м, высота 3,50 м, минимальный габарит высоты проезда за счет съемной крыши кабины 2,99 м, радиус поворота менее 6 м.

Максимальная скорость передвижения кранов составляет 75 км/ч. Кран способен передвигаться под углом 42 градуса к продольной оси и имеет массу в транспортном положении 36 т плюс 4-тонный дополнительный балласт.

Самоходное шасси кранов выполнено в виде сварной крутильно-жесткой коробчатой конструкции большого объема из высокопрочной мелкозернистой стали. Шасси оснащено четырьмя двойными телескопическими раздвижными опорными балками.

Привод движения гидростатический. Дизельный двигатель расположен на поворотной платформе. На каждом колесе имеется гидродвигатель. Колесные гидродвигатели приводятся спаренным гидравлическим насосом, находящимся на поворотной платформе. После каждого колесного гидравлического двигателя установлен двухступенчатый планетарный редуктор.

Колесная формула 6x6x6 обеспечивает высокую проходимость кранов, все колеса управляемые, для второй и третьей линии колес может подключаться рулевое управление.

Подвеска колес независимая гидропневматическая. Обеспечена возможность гидравлической блокировки. Имеется система автоматического регулирования дорожного просвета. Система рулевого управления двухконтурная с цилиндром-усилителем рулевого привода управляемой линии колес. Аварийный насос рулевого управления имеет электрический привод, автоматически подключается при отказе основного насоса рулевого управления. При движении по дороге управляются колеса передней оси. При передвижении в узких местах дополнительно могут одновременно раздельно управляться при помощи джойстика колеса второй и третьей линий в одном и том же или в разных направлениях.

Кран новой модели может передвигаться по дорогам со скоростью до 75 км/ч, способен преодолевать подъем 70%, радиус поворота 8,5 м, радиус поворота при управлении всеми колесами 5,99 м. Кран оснащен дизельным двигателем фирмы MAN типа D 2865 LF с водяным охлаждением. Пятицилиндро-вый двигатель имеет мощность 250 кВт при 2000 оборотах в минуту, крутящий момент 1500 Н-м при 1000-1500 оборотах в минуту, вместимость топливного бака 400 литров. Двигатель соответствует европейскому стандарту по выходу отработавших газов EURO 2. Единственный двигатель используется как для работы в крановом режиме, так и для передвижения по дорогам.

Восьмисекционная телескопическая стрела изготовлена из мелкозернистой стали и состоит из основного корпуса и семи телескопических секций, выдвигающихся при помощи гидропривода.

Органы управления обеспечивают автоматическое и ручное регулирование дорожного просвета, блокировку подвески, автоматическую установку противовесов, автоматическую деблокировку колонки рулевого управления.

Кран оснащен электронной системой ограничения грузового момента с устройством автоматического отключения и цифровой индикации фактической и допустимой нагрузки, вылета и рабочих состояний.

Новая модель кранов СТЗ аналогично предыдущей модели СТ2 является многофункциональной машиной и благодаря навесным узлам и дополнительному оборудованию может быть превращена в телескопический штабелер, подъемную рабочую платформу или в подъемные рабочие подмости.

Новые краны получили признание во многих странах мира. Большой интерес среди специалистов вызвало появление новой модели СТЗ, разрушающей традиционные представления о конструкции самоходного кранов. Внимание было заострено на том факте, что кран отличается повышенной маневренностью и более высокой проходимостью по сравнению с самоходными крановми других производителей не только в своей, но также и в более высокой весовой категории.

Американская ассоциация Chortsey Barr Associates опубликовала результаты сопоставления технических параметров трехосного кранов СТЗ с аналогами других фирм, в том числе с четырехосным краном модели LTM 1070/1 немецкой фирмы Liebherr и четырехосной моделью ATF 70-4 совместной японско-немецкой фирмы Tadano-Faun и другими.

Сравнительный анализ параметров показал, что трехосный кран СТЗ по своей грузоподъемности соответствует 70-тонным четырехосным крановм повышенной проходимости.

При рассмотрении габаритных размеров кранов СТЗ оказалось, что они меньше, чем у большинства двухосных кранов грузоподъемностью 20-30 т, обладающих повышенной проходимостью.

Осевые нагрузки являются такими же или даже меньшими, чем у 50-тонных кранов повышенной проходимости, а длина стрелы кранов СТЗ и ее характеристики грузоподъемности также соответствуют 70-тонным четырехосным крановм повышенной проходимости.

Масса кранов СТЗ в рабочем состоянии ниже на 15000 кг и более по сравнению с четырехосными аналогами. Масса противовеса меньше, чем у известных четырехосных кранов, и приблизительно такая же, как и у других трехосных. По прежнему используется аренда кранов.


Автор: О. Шаповалова (ВНИИНТПИ)

Источник: Справочник специалиста стройиндустрии “Строитель” №4 2002г.