В настоящее время строительная техника РФ находится на высоком уровне и создаются высококачественные автокраны, которые находятся на военной службе. Можно с большой уверенностью говорить о том, что такие грузоподъемные устройства играют не самую последнюю роль в выполнении повседневных задач войск. Как и везде, тут автокраны используются для частичной или полной механизации погрузочно-разгрузочных, а также монтажных работ. Грузоподъемные устройства разрабатываются для производственно-технического назначения, а в дальнейшем модернизируются под военные нужды. Усовершенствования заключаются в следующем:
- установка второй стрелы на механизм подъема и вылета стрелы;
- использование специальных колесных шасси, предусмотренных типажом современной военной техники;
- возможность работы крана без опор;
- возможность выполнения работ перед кабиной шасси;
- монтаж средства связи (переговорное устройство);
- монтаж специального освещения (светомаскировочное).
Последние несколько лет на вооружение ВС РФ поступают автокраны нового поколения, конструкция которых несколько усовершенствована по сравнению с предыдущими моделями. Среди таких КС-3574М2 и КС-3574М3 грузоподъемностью 16 тонн. Для выполнения работ с опасными грузами используется автокран КС-6973БМ-У1 грузоподъемностью 50 тонн.
Типовые автокраны военного назначения
КС-3574М2, а также КС-7534М3 оснащаются идентичными крановыми установками. Тем не менее, базовое шасси может быть разное. К примеру, КС-3574М2 монтируется на шасси от КамАЗа, а М3 – на базу от Урала. Можно говорить о том, что данные шасси считаются однотипными и это значительно облегчает техническое обслуживание оборудования, делая его более быстрым и легким, а детали взаимозаменяемыми.
Маневрирования во время передвижения удалось добиться за счет использования компактной двухсекционной телескопической стрелы, длина которой может быть 8-14 метров. В выдвинутом же состоянии такая стрела обеспечивает не только обширную рабочую зону, но и большую высоту подъема груза. В большинстве случаев используется гидравлический привод, приводимый в действие от мотора шасси. Если вкратце говорить о преимуществах гидропривода, то это: плавность движений, высокий уровень надежности, а также большой диапазон скоростей.
Вместо заключения
Так как к автокранам военного назначения выдвигаются особые требования, то они являются весьма надежными. Об этом говорит хотя бы возможность переводить грузоподъемное устройство из рабочего в транспортное состояние, при поломке гидропривода или двигателя. Некоторые изменения есть и в кабине оператора. Добавлены крепления для личного оружия и средств химический защиты (противогаз, защитный костюм т.п.). Помимо этого вмонтирован мощный отопитель, работающий на дизельном топливе. Это позволяет обеспечить необходимый микроклимат для оператора во время выполнения работ.
Имеющиеся в нашем парке техники автокраны Liebherr не являются ориентированными на использование военными специалистами, но уровень их технической эксплуатации близок к описываемым в материале.